ПОДГОТОВКА К КРЕЩЕНИЮ
К таинству Крещения допускается только тот, кто получил предварительное наставление в православной вере (оглашение).
Период подготовки к Крещению (оглашение) для молодёжи с 14 лет и взрослых составляет две недели. В это время оглашенным необходимо посетить специальные беседы, прочитать одно из синоптических Евангелий, обрести опыт личного Богообщения в утренних и вечерних домашних молитвах и обязательно приходить на еженедельные воскресные Божественные литургии.
На беседы оглашенные собираются в назначенное время в определенном для проведения бесед помещении и беседуют с священником (катехизатором).
Продолжительность одной беседы — 40-50 мин.
Предусматривается проведение курса огласительных бесед в следующем порядке: первая беседа проходит в воскресенье, вторая – через неделю. Возможен и иной порядок дней по согласованию с катехизатором, но с сохранением недельного интервала.
Прошедшим курс оглашения может выдаваться справка, что позволит им принять Крещение в любом храме Русской Православной Церкви.
В конце подготовительного курса оглашенный участвует в исповедально-доверительной беседе со священником.
Только после этого оглашаемый может быть допущен до Крещения.
Исповедально-доверительная беседа со священником
В своей проповеди в день Пятидесятницы апостол Петр указал, что покаяние должно предшествовать Крещению: Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа (Деян. 2, 38).
Перед совершением таинства Крещения священник во время индивидуальной исповедальной беседы испытывает совесть человека, желающего присоединиться к Православной Церкви. Грехи, которые были совершены до Крещения, должны быть исповеданы перед Крещением, с тем, чтобы креститься, раскаявшись и примирившись с Богом, со своей совестью, с ближним.
Во время исповедально-доверительной беседы священник раскрывает смысл обетов Крещения и выявляет отношение к ним оглашаемого, искренне ли он желает принять православную веру и придерживаться ее неизменно до конца жизни или ради каких-либо выгод и пристрастий.
Желающие принять Крещение во время такой беседы рассказывают о себе, о роде своих занятий, а также о том, что побудило их прийти в Церковь. Это даёт возможность священнику помочь человеку изменить свою мотивацию в случае ее ошибочности (например, при стремлении принять Крещение ради сохранения здоровья). Священник также выясняет, нет ли в жизни человека препятствий к участию в таинстве Крещения (см. ниже «Препятствия к принятию Крещения»). В случае выявления таковых совершение Таинства должно быть отложено до времени решительного исправления жизни оглашаемого с предложением провести серию дополнительных встреч со священником для преодоления препятствий к принятию таинства Крещения.
Проводить исповедально-доверительную беседу имеет право только священник. В конце такой беседы не читается разрешительная молитва.
Время такой индивидуальной беседы определяется катехизатором.
Аскетические элементы подготовки к Крещению (в данном случае – духовные упражнения, духовная подготовка)
Уже на начальном этапе оглашения очень важно новообращённому человеку включить в свою личную жизнь следующее:
— регулярное чтение Евангелия с выяснением всех внешних и внутренних вопросов в сопоставлении со своими устремлениями, опытом и интуицией;
— ежедневную молитву;
— посильное участие в литургической и церковно-общинной жизни прихода;
— стремление к нравственной жизни по Евангелию.
Практически это следующее:
1. Прийти на воскресную Литургию. Если нет возможности прийти в воскресенье, то можно в субботу или в любой будничный день в то время, когда в храме служится Литургия. Для этого смотрите расписание богослужений. Некрещёные должны находиться в храме до слов «Оглашенные, изыдите…».
2. Совершать ежедневное молитвенное правило (утреннее и вечернее).
3. Прочитать полностью Евангелие от Марка.
Оглашенным рекомендуется соблюдать пост перед Крещением в течение 2-3 дней, а живущим в браке – накануне принятия Крещения воздержаться от супружеского общения. Приступать к таинству Крещения необходимо предельно чистыми и опрятными (женщинам – без косметики и украшений).
Препятствия к принятию Крещения
«Что препятствует мне креститься?» (Деян. 8, 36).
Прием в Церковь должен совершаться лишь после свидетельства, что к нему не существует препятствий. Церковь с древности тщательно исследовала причины, которые побуждали человека просить о приеме в Церковь. Запрещено было допускать к Крещению тех, кого побуждала к его принятию нужда или выгода, кто не хотел оставить образ жизни или занятий не свойственных христианину, вообще всех тех, кого можно было подозревать в притворном обращении к христианству.
Отказ в допуске к Крещению может быть обусловлен несколькими причинами. Некоторые из них относятся к абсолютным препятствиям (т. е. когда Крещение не может быть совершено ни при каких условиях). Другие препятствия можно отнести к условным, т. е. препятствующим к принятию Крещения лицам определенного духовно-нравственного устроения, и допускающим последующее Крещение этих лиц при изменении их отношения к догматам и правилам Православной Церкви.
Абсолютные препятствия к Крещению
Правильно совершенное Крещение предполагает оставить в принявшем его неизгладимую печать, и потому никогда не может быть повторено, даже в том случае, если крещеный отрекся от христианства, а потом раскаялся и снова пожелал возвратиться в Церковь:
Невозможно перекрещиваться правильно однажды окрестившемуся, хотя бы он после сего наделал тысячу грехов или даже отвергся самой веры.
Основание этого правила содержится в той догматической истине, что Крещение есть духовное рождение, которое не повторяемо, и что оно совершается во образ крестной смерти и Воскресения Господа Иисуса Христа (Рим.6, 3-11), последовавших лишь однажды.
Условные препятствия к Крещению
1. Отсутствие желания посещать огласительные беседы или каким-либо иным образом приобщаться к жизни и учению Церкви.
Согласно канонам Церкви оглашенные обязаны не только выражать стремление к постижению веры Церкви, но и давать в этом отчет епископу или пресвитеру.
Участие в беседах об основах православной веры является признаком сознательного стремления оглашенного приобщиться к духовной жизни и выражением послушания Церкви:
Недопустимо совершения Таинства Крещения над взрослыми людьми, которые, не зная основ веры, отказываются готовиться к участию в Таинстве.
2. Убеждения оглашенного несовместимы с основными христианскими до́гматами.
Не стоит допускать к приему в Церковь того, кто не верует или неправильно верует, в расчете, что вера и искреннее расположение явятся впоследствии. Это – грех против Духа Святого, против Церкви и против того, кого не готов к Крещению.
Согласно 7-му правилу III Вселенского Собора мерой православной веры является Никео-Цареградский Символ веры.
Если и после принятия Крещения христианин будет разделять учения не совместимых с христианством сект и движений (язычество, гностические культы, астрология, теософские и спиритические общества, реформированные восточные религии, оккультизм и т. п.), а тем более способствовать их распространению, то тем самым он сам отлучит себя от Православной Церкви.
Таким образом, Таинство Крещения не может быть совершено над человеком, отрицающим основополагающие истины православной веры.
Оглашаемому, который сознательно держится за нецерковные мифологемы, не признает хотя бы одного из догматов Символа веры, следует предложить продолжить подготовку к принятию таинства Крещения и помощь в уяснении истин православной веры.
3. Отсутствие желания участвовать в церковной жизни.
Крещение являет собой знак уже свершившегося переворота в жизни человека, и одновременно – благодатный залог дальнейшего следования за Христом.
4. Нежелание оставить греховные привычки или совершение поступков, несовместимых с высоким званием христианина. Таинство Крещения не может быть совершено над человеком, отрицающим основополагающие истины христианской нравственности. Крещение очерчивает границу, которая отделяет ветхого человека от нового, рожденного свыше.
Покаяние как условие приема в Церковь проявляется не только в осознании своей греховности, но и как реальный отказ от прежней греховной жизни, чтобы порядок прежней жизни был пресечен. Было бы неправильно понимать Крещение как верный способ записаться в ряды воинов Христовых без реального желания выйти на войну с собственным грехом и искушениями. Если у крещаемого нет намерения жить по-христиански, то есть понуждать себя к исполнению заповедей Евангелия, то по слову учителя Церкви святителя Григория Нисского «вода остается водою, так как Дух Святой не спасает, если нет к этому произволения человека, ибо не рождает Дух воли не хотящей, но Он лишь желающую [волю] преобразует для обо́жения». Блаженный Августин написал целый труд «О вере и делах», в котором осуждается практика Крещения отказывающихся жить по христианским заповедям: «Есть люди, которые полагают, что все без исключения должны быть допущены к источнику перерождения, который в Господе нашем Иисусе Христе, даже те, кто, будучи известен своими преступлениями и ужасными пороками, не желают изменить свои злые и постыдные пути, а честно (и публично) признают, что они намерены продолжать пребывать в своем состоянии греха… С помощью Господа Бога будем усердно остерегаться впредь давать людям ложную уверенность, говоря им, что если только они будут крещены во Христа, то независимо от того, как они будут жить в вере, они достигнут вечного спасения».
К занятиям, от которых оглашенный должен отказаться, чтобы быть допущенным в число членов Церкви, относятся те, которые несовместимы с достоинством христианина:
— работа, связанная с совершением абортов, а также одобрение абортов;
— проституция, содержание публичных домов; вообще всякая работа, связанная с развратными и/или развращающими действиями;
— блудное сожительство (без регистрации брака в отделах ЗАГС);
— все формы оккультизма: использование амулетов, колдовство, обращение за помощью к гадалкам, «бабкам», целителям, экстрасенсам и астрологам, вера в реинкарнацию (переселение душ), карму и приметы.
Перед принятием Крещения оглашенный приносит покаяние (см. раздел «Исповедально-доверительная беседа со священником») и выражает желание бороться со своими грехами. Святитель Иоанн Златоуст сказал: «Кто не исправил своих нравственных недостатков и не приготовил себя к добродетелям, тот пусть не крестится. Ибо эта купель может отпустить прежние грехи; но не мал страх и значительна опасность, как бы нам снова не возвратиться к ним, и лекарство не стало для нас язвою. Ведь чем больше благодать, тем строже будет наказание для тех, кто впоследствии согрешает».
Если человек приносит покаяние и желает изменить образ своей жизни, то никакая степень его прежнего нравственного падения не является препятствием к принятию им Крещения. Святитель Иоанн Златоуст: «Нет такого греха, который мог бы превзойти щедрость Владыки. Но даже если кто блудник, прелюбодей, рукоблудник, мужеложник, развратник, грабитель, корыстолюбец, пьяница, идолослужитель, столько велика сила дара и человеколюбие Владыки, что Он стирает все это и показавшего всего лишь добрые намерения делает светлее самих солнечных лучей».
Однако, в случае совершения оглашенным во время оглашения тяжкого греха, его Крещение необходимо отсрочить на период исправления и принесения плодов покаяния.
5. Неверные мотивы.
В некоторых случаях Крещение понимается как магический обряд, т. е. как приносящее «пользу» само по себе – без необходимости внутреннего перерождения человека.
Иногда человек крестится потому, что так захотели его родственники, ради хорошего самочувствия, чтобы самому стать «крестным родителем» младенца или исключительно ради вступления в церковный брак.
Несомненно, что Господь ограждает крещеного человека от различных бед, но это является, скорее, следствием веры и Крещения, нежели его целью. Подобные мотивы показывают не столько твердое намерение стать христианином, сколько поиск способа облегчить свою жизнь.
К неверным мотивам относится и желание креститься, чтобы быть «как все», когда Крещение понимается лишь как знак принадлежности к русскому или иному другому этносу.
Стремящийся к Крещению с неверными мотивами человек возьмет на себя обязательства, которые не думает исполнять, но за которые придется отвечать. Подобных людей необходимо предостеречь от такого рода действий, ведь притворное Крещение вряд ли приблизит их к Богу. Преподобный Марк Подвижник: «Твердо верующим Дух Святой дается тотчас по Крещении, неверным же и зловерным – и по Крещении не дается».
Поэтому необходимо отсрочить таинство Крещения лиц с неверными мотивами, имеющих лишь порыв «к чему-то возвышенному, небесному и прекрасному».
Тем более невозможно Крещение человека, желающего креститься из корыстных побуждений. Святитель Кирилл иерусалимский: «Смотри, не приходи к крещающим (священникам), как Симон, лицемерно, между тем как сердце твое не ищет истины… ибо Дух Святый испытывает душу, и не пометает бисер пред свиньями, если лицемеришь, то люди крестят тебя теперь, а Дух не будет крестить».
Предложение отложить совершение таинства Крещения до времени осознания человеком подлинного смысла этого Таинства может быть объявлено священником только после того, как им будут исчерпаны все возможные способы преодоления тех или иных заблуждений, языческих предрассудков или грехопадений оглашенного. Такое решение необходимо терпеливо и с любовью донести до некрещеного человека, поясняя причину невозможности его участия в таинстве Крещения в настоящий момент, а также предлагая дальнейшую помощь в подготовке к Крещению.
Назначение даты Крещения в нашем храме
После прохождения оглашения катехизатор монастыря назначает дату и время Крещения.
Обычное время для Крещения – по воскресным дням в 13:00.
Совершение таинства Крещения в другие дни недели также возможно, но для этого необходимо поставить в известность катехизатора.
Организация катехизических бесед с родителями крещаемых младенцев и восприемниками («крестными родителями»).
С родителями и восприемниками крещаемых детей проводятся две разъяснительные беседы (заранее и отдельно от совершения таинства Крещения): «Обратим слово и к восприемникам вашим, чтобы могли увидеть и они, какого удостоятся вознаграждения, если проявят о вас великое усердие, и, напротив, какое им последует осуждение, если они впадут в беспечность… И пусть они не думают, что происходящее не имеет для них значения, но пусть узнают точно, что и славы они станут соучастниками, если своими наставлениями приведут наставляемых к пути добродетели, а если впадут в праздность, снова многое им будет осуждение. Ибо поэтому существует обычай называть их отцами духовными, чтобы они узнавали через сами дела, какую любовь должны проявить в наставлении о духовном» (святитель Иоанн Златоуст).
Время данных бесед определяется по договорённости со священником.